Земельный кадастр имеет важное государственное и общественное значение, это можно объяснить тем, что роль земли, практически во всех сторонах и различных уровнях общественной жизни и развития страны имеет огромное значение.

В силу данных причин земельный кадастр имеет государственный статус, его сопровождает законодательство (поддаётся регулированию Конституцией РФ, регулирует Федеральный закон о ГЗК и прочие нормативно-правовые акты), также кадастр формируется организационно (Федеральная служба земельного кадастра России разворачивается, её координирует комитет Росземкадастр). Кроме того, не следует забывать о новых технологиях и методических оснащениях.

Современные условия рыночных отношений, укрепление институтов государственного регулирования – всё это ведёт только к одному – требования к земельному кадастру, как и прочим кадастрам, повышаются. Сегодня земельный кадастр должен быть многоцелевым, адекватным предмету учета, функционально гибким, автоматизированным, при этом должна быть согласованная и полная взаимосвязь с другими кадастрами.

К числу основных и обязательных элементов системы земельного кадастра (это касается самого кадастра, работ, которые направлены на его создание и ведение, целевого использования данных) всегда были и остаются земельно-кадастровые карты, а также картографирование. Именно поэтому качества, которые требуются от кадастра, в значительной степени определяются картографическим обеспечением.

Разработка картографического обеспечения системы земельного кадастра, который отвечает современным условиями, требованиям и тенденциям – задача, которой требуется основательная научная подготовка. Чтобы её решить нужно: выполнить многостороннее исследование проблемы, изыскать и обосновать новые функциональные возможности кадастрового картографирования, вновь построить теоретическую основу. Также нужно значительно обновить, упорядочить и дополнить методы, разработать современные методические рекомендации и концепции.

Особое место занимает земельный кадастр не только в ряду приоритетов государственной политики и в системе государственного управления, но также среди прочих кадастров страны, так как управляемые природные ресурсы с их помощью, или же недвижимость и соответствующие общественные отношения имеют непосредственное отношение к земельным отношениям и ресурсам.

В силу этой причины с его помощью можно решить давно назревшую и значимую с экологической точки зрения проблему – изолированности (это касается не только информационной, но и научной, методической, правовой) кадастровых систем и вытекающей из неё неспособности обеспечить сбалансированное и согласованное управление природными ресурсами как целостным комплексом.

Ведущее и узловое положение земельного кадастра – это позволяет рассматривать его как основу согласованно, здесь же стоит упомянуть о взаимодействии кадастровых систем. Реализация этой роли системы земельного кадастра требует картографического обеспечения, которое ориентировано на межкадастровые задачи, а также задачи научного обоснования.

Прежде всего, актуальность темы исследования обусловлена особым значением формируемого земельного кадастра для страны и той ролью, которую играет земельно-кадастровое картографирование в его составе, ведении, создании, применении, в его развитии и современных качествах.

Более того, эта тема актуальна также потому, что непосредственно с ней связано решение о том, что проблема взаимодействия и согласования кадастров на сегодняшний день стоит достаточно остро.

Актуальность этой темы подтверждал план работ коллегии Федеральной службы земельного кадастра России в 2002 году, в данном плане, в качестве одного из первоочередных, включался вопрос по теме «Картографическое обеспечение землеустроительных и кадастровых работ. Перспективы и состояние».

Кадастровые карты – составленные тематические карты на единой картографической основе, на которых в текстовой и графической форме воспроизводятся кадастровые сведения об объектах недвижимости (сооружениях, земельных участках, зданиях, объектах незавершенного строительства, о прохождении государственной границы и проч.). Также на таких картах имеется кадастровое деление территории РФ, при этом указываются местоположения пунктов опорных межевых сетей.

Органом кадастрового учета ведутся кадастровые карты, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц (публичные кадастровые карты). Состав сведений данных кадастровых карт, состав сведений прочих кадастровых карт, виды таких карт, в зависимости от того, каковы цели их использования, устанавливает орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. На официальном сайте органа кадастрового учета подлежат размещению публичные кадастровые карты.

В зависимости от состава воспроизведённых сведений, в зависимости от целей их использования, можно выделить следующие кадастровые карты:

— Кадастровые планы (карты) земельных участков, которые воспроизводят в текстовой и графической формах сведения о земельном участке.

— Дежурные кадастровые планы (карты) – на них воспроизводятся в графической и текстовой формах данные о местоположении территориальных зон и земельных участков.

— Производные кадастровые планы (карты) – здесь воспроизводятся в графической и текстовой формах обобщенные сведения о социальных, экономических, природных и прочих процессах, которые имеют отношения к земле, а также о земельном фонде.

Главным назначением кадастровых карт можно назвать наглядное отображение самых востребованных сведений ГКН. Сведения ГКН можно получить на отдельную территорию или на отдельный объект недвижимости в виде выписки, справки, кадастрового плана. Данные документы используются в качестве подтверждения корректности исходных данных при производстве землеустроительных, кадастровых работ, работ по территориальному планированию.