Если рассматривать технологию любого учета, начиная с бухгалтерского и заканчивая кадастровым, можно выделить два основных метода – метод регистрации и кадастровый метод. Данных методов достаточно, они универсальны и являются интернациональными. Все иные принципы и методы учета (от двойных записей до денежного измерения) могут оказаться востребованными в силу специфики.

Инвентаризация является методом, который, подобно периодической проверке в натуре, раскрывается. Техническая инвентаризация касается всех группировок единиц, при этом рассматриваются технические показатели. То есть, речь идёт об инвентаризации с техническим уклоном.

Как один из двух столпов технического учета сооружений и строений, техническая инвентаризация была, будет и есть во всех секторах общественного хозяйства. То есть, инвентаризацию проводят как в родильных домах, так и на морских объектах. В аэропортах. В наше время инвентаризация также может проводиться на кладбищах и проч.

Ничего сложного в этом нет, достаточно привести простой пример. Получится ли выполнить ремонт в квартире, если перед ремонтом не проводить обследование в натуре? Это и будет наглядным, убедительным доказательством того, что инвентаризация необходима.

Что можно сказать о том, как проводится инвентаризация морских объектов и аэропортов? Согласно общей норме, любой учет государственного уровня ведётся на основе действующего законодательства. Именно об этом утверждает второй пункт статьи 131 Гражданского Кодекса РФ. Он касается любой инвентаризации – как промышленных объектов, так и жилищного фонда.

Единственное что можно сказать – никогда не было, и нет в настоящее время закона о государственном техническом учете и технической инвентаризации «объектов капитального строительства» или «объектов градостроительной деятельности».

Вся абсурдность этого в том, что государственная техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капительного строительства были якобы введены. Об этом говорит постановление правительства от 4 декабря 2000 года, документ №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства». Это введение было выполнено не на основании Закона, а вопреки Градостроительному кодексу того времени, ведь он требовал введение Градостроительного кадастра и его ведение.

Помимо всего прочего эта ситуация комична в том плане, что на ведение Градостроительного кадастра государство не выделяло средств, практически готовый градостроительный кадастр был сокрыт где-то в технических архивах БТИ. Он не только был сокрыт, но и вели его за счёт финансов БТИ РФ, для этого использовались средства, которые были получены от выполнения учетно-технических работ.

Разумеется, чиновники коммерческого толка, которые у руля Госстроя РФ стоят вначале 21 века, не могли пройти мимо информационного ресурса, который оказался в их ведении, не могли обойти стороной систему БТИ. Нужно было сделать всё возможное, чтобы данный ресурс поддерживался в актуальном состоянии.

В результате они подготовили и подписали совершенно противоречивое постановление №921 О государственном техническом учете, в основе которого вообще не было какого-либо закона, зато было обоснованное желание – получить и единолично владеть ценной информацией.

Благодаря постановлению №921 появился универсальный и бесцельный Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности, это произошло в 2000 году. Затем, в данном реестре происходили различные изменения, его переименовывали и проч.

Положения спорного постановления №921 активно применяли деятели Госстроя РФ того времени в своих собственных интересах, в качестве административного ресурса. Это вызвало раздражение не только в Минюсте РФ, которое ведало ЕГРП, но также в Министерстве экономического развития и торговли РФ, которые руководило Земельным кадастром и претендовало на учет всего, что имеет какое-либо отношение к земле. Всё это нашло выход в 2004 году – произошла смена премьера, Госстрой РФ был ликвидирован.

Когда Госстрой РФ был ликвидирован, постановление №921 стало отличным инструментом для МЭРТ и его личных интересов. Постановление стали использовать для эксплуатации БТИ РФ ещё более нагло и энергично, благодаря введению приказа МЭР РФ №70 о некой «аккредитации» БТИ РФ при Роснедвижимости (сегодня это Росреестр).

БТИ РФ, недовольные эксплуатацией организации теряли «аккредитации», как и доступ к портфелю заказов на «гостехучет».

Многократный перенос сроков введения и ведения кадастрового учета ОКС силами Кадастровых палат и Росреестра, указанный в законе о ГКН, уже набил всем оскомину. Поэтому к 2013 году Росреестр и его ФКП были вынуждены взять на себя груз по кадастровому учету ОКС, вопреки собственному бессилию.

Следовательно, потребность МЭР РФ с этого момента в спорном постановлении №921 отпала. Кроме того, оно стало мешать Росреестру и МЭР РФ, поскольку новонабранные руководители БТИ РФ в пустом документе усматривали своеобразную «государственную» основу технической инвентаризации и технического учета, при этом о месте и роли БТИ в системе государства и общества забыли. Точнее, о них никто не забывал, они были просто утрачены в ходе ликвидации ЖКХ как системы.

Ни формы, ни реестра не имел ЕГРОКС (ранее ЕГРОГД), не было форм технических паспортов ОКС, которые необходимы для его ведения. Всё это раздул МЭР РФ чтобы ввести «аккредитации» БТИ РФ при Росреестре-Роснедвижимости.

Государственной технической инвентаризации, государственного технического учета ОКС не было и нет формально, так как отсутствует инструментарий по его ведению.