На данный момент специфика проведения технической инвентаризации автомобильных дорог отражается лишь в Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации автомобильных дорог, которая была утверждена приказом от 02.08.1982 года. Кроме того, возможность использовать этот нормативный акт в новых правовых и экономических условиях Российской Федерации вызывает много сомнений. Порядок проведения технической инвентаризации, подготовки на объекты недвижимости автодорожной отрасли технической документации, постановки на технический государственный учет, в первую очередь, должен обеспечивать проведение государственной регистрации прав на те или иные автодорожные объекты недвижимости.

Соответственно, использовать указанную Инструкцию, разработанную в отсутствие системы государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в данное время вряд ли возможно в полной мере, так как задачи и цели государственного управления не будут обеспечены полноценно.

Специфика технического учета и технической инвентаризации объектов автодорожной отрасли обусловлена линейной протяженностью, неразрывностью составляющих частей, технической сложностью автомобильных дорог. Объекты ряда инфраструктурных отраслей отличаются аналогичными характеристиками, в отношении них разработаны методические рекомендации о проведении технического учета и технической инвентаризации.

Технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости в железнодорожной отрасли осуществляется согласно приказу Государственного комитета Российской Федерации по жилищно-коммунальному комплексу и строительству от 19.09.2003. Приказ имеет номер 356, полностью звучит так: «Об утверждении особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО Российские железные дороги.

Техническая документация на объекты, которые не входят в состав сооружений, на сооружения организаций железнодорожного транспорта выполняются на основе типовых форм – перечней объектов недвижимости железнодорожного транспорта. Они содержат в себе нужные технические характеристики (типовые формы), а также общие планы земельных участков с объектами, которые на них расположены, есть здесь также планы объектов.

Формирование сооружений и объектов для проведения государственного технического учета, ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, составления технической документации для государственной регистрации прав – всё это производится железнодорожными организациями на основе выписки из правоустанавливающих документов. Выписка имеет формат перечня сооружений-комплексов, а также отдельных объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат обязательной государственной регистрации. Указанную выписку подписывает главный бухгалтер организации и руководитель, она скрепляется печатью организации.

В типовые формы вносятся сведения на каждое здание (вносят железнодорожные организации), сооружение, сети передаточных устройств или линии, которые отличаются по техническим характеристикам в полном объёме по описаниям объектов и техническим параметрам.

Типовые формы по сооружениям, которые имеют в своём составе объекты с линейной протяженностью, заполняют по участкам и направлениям пути, линий связи в границах дистанции пути, контактной сети, дистанции электроснабжения, дистанции связи и сигнализации.

Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 утверждён общероссийский классификатор основных фондов, согласно данному постановлению следующие объекты относятся к сооружениям железнодорожной отрасли:

— Сооружение – дистанция пути имеет в своём составе земляное полотно, водоотводные, дренажные, укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (глухие пересечения, рельсы, стрелочные переводы и проч.), а также переезды через главные пути, в составе которых имеются ручные шлагбаумы, постоянные снеговые заборы.

— Также к сооружениям принято относить законченные функциональные устройства для передачи информации и энергии (линии электропередачи, трубопроводы различного назначения, теплоцентрали, радиорелейные линии, специализированные сооружения систем связи, кабельные линии связи, прочие аналогичные объекты со всеми необходимыми комплексами инженерных сооружений).

В типовых формах заполняются сведения об объектах по дистанции пути:

— По железнодорожным путям на участках и направлениях пути. Верхнее строение железнодорожного пути (включает в себя стрелочные переводы, рельсы, балласт, шпалы). Земляное полотно (включает в себя водоотводные, дренажные, укрепительные сооружения).

Защитные лесные насаждения и прочие технические средства, которые обеспечивают защиту пути от песка и снега.

— По искусственным сооружениям (пешеходные мосты, мосты, тоннели и пешеходные тоннели, трубы водопропускные).

— По железнодорожным подъездным путям.

— По административным и производственным зданиям, строениям служебного назначения.

В типовых формах по дистанции электроснабжения заполнятся следующие данные:

— По высоковольтным и низковольтным линиям электроснабжения.

— По контактной сети.

— По стационарным подстанциям, понизительным и тяговым подстанциям.

— По административным и производственным зданиям, строениям служебного назначения.

В типовых формах заполняются сведения по дистанции связи и сигнализации:

— По сооружениям связи (линии связи кабельные, воздушные, оптико-волоконные).

— По антенно-мачтовым сооружениям.

— По административным и служебным зданиям, строениям служебного назначения. Графы типовых форм на объекты заполняются в таком же порядке, как и:

— По железнодорожным станциям, вокзалам (платформам с павильонами) со всеми сооружениями и строениями. По депо всех наименований, путевым машинным станциям и проч.